|
КАК НЕОБХОДИМО ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ТИПОВ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Причем с точки зрения общепризнанных типов воспитания: АВТОРИТАРНЫЙ. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ И ЛИБЕРАЛЬНЫЙ. С точки зрения уровня интеллектуального развития личности, коммуникативности и всех положительных черт личности на первом месте стоит демократический, на втором – авторитарный и на третьем – либеральный. Однако немаловажно и то, какие чувства кроются за авторитарным и демократическим поведением: холодный, бесчувственный демократизм никогда не дает ожидаемого результата, но теплый, заботливый автократизм в определенных условиях может оказаться очень эффективным Теплое Лабильный ГИПЕРОПЕКА ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ Ограничивающее Разрешающее
АВТОРИТАРНЫЙ ГИПООПЕКА Стабильный Холодное На этой схеме мы видим стили воспитания с точки зрения использования воспитателями уступчивости – ограниченности и теплоты-холодности. На оси ОХ измерение уступчивости – ограниченности. Последней точкой ограниченности соответствует поведение воспитателей, с жесткой последовательностью окружающего детей правилами, запретами, предусмотренными на все случаи жизни. Ограничивающие воспитатели разрешают играть детям только в определенном месте, требуют, чтобы они не слишком шумели, всегда выглядели чистыми и опрятными (даже на игровой площадке), хорошо вели себя в обществе, соблюдали приличия за столом. Проявления грубости. Раздражительности расценивается ими как тяжкое нарушение дисциплины. Разрешающее поведение воспитателя предполагает (в последней точке) полное попустительство и неограниченность в действиях ребенка. На оси ОУ отражение эмоциональных проявлений в поведении воспитателей. Теплое воспитательское поведение означает доброжелательное , понимающее отношение. Такие воспитатели редко подвергают ребенка наказаниям, но часто хвалят. Они всегда объясняют мотивы своих поступков, обосновывают свою оценку поведения детей, много с ними разговаривают, тепло встречают каждую попытку ребенка приблизиться к ним, каждое проявление детской зависимости. Комбинации крайних значений : ТЕПЛОЕ – РАЗРЕШАЮЩЕЕ, ХОЛОДНОЕ – РАЗРЕШАЮЩЕЕ (направляют развитие личности ребенка по пути конфликтности, грубости, раздражительности); ТЕПЛОЕ – ОГРАНИЧИВАЮЩЕЕ, ХОЛОДНОЕ – ОГРАНИЧИВАЮЩЕЕ ( направляет развитие личности ребенка в сторону тревожности, беспокойства и нервозности). Необходимо различать уступчивость и разрешение, основанные на равнодушии и доверии. Не нужно путать уступчивость и пренебрежение, чрезмерную вседозволенность и мягкосердечность. ВАЖНО: 1. Степень ВНЕШНИХ ограничений должна уменьшаться по мере взросления ребенка.
2. Необходимо учитывать ТИП ЛИЧНОСТИ и ребенка и воспитателя. От типа личности воспитателя зависит стиль воспитания :
- стабильному интроверту соответствует теплое ограничивающее воспитание (гиперопека); - лабильному интроверту – холодное органичивающее (авторитарный стиль); - стабильному экстраверту – теплое разрешающее (демократический); - лабильному экстраверту – холодное –разрешающее (гипоопека). Ограничивающее поведение стимулирует развитие интровертированных детей; уступчивость – экстравертированных. Если исходить из того, что характеристики здоровой личности соответствуют средним проявлениям, то задача воспитания – направить ребенка к этой центральной точке. Очевидно, что ребенка, имеющего врожденную склонность к экстраверсии, следует воспитывать ограничивающими методами, а склонного к интроверсии – уступчивым, поощряющим самостоятельность. Экстравертальные дети более восприимчивы к поощрению, а интровертальные – к наказанию. Поэтому экстраверты менее устойчивы к соблазну напроказничать, т.к. ощущение радости от каких-либо действий сильнее страха наказания . ( холерики, сангвиники). При чрезмерной уступчивости механизм самоконтроля может не включиться. У интровертального ребенка внутренний контроль формируется легко., и под действием слишком строгих правил, он начнет испытывать постоянно страх неудачи, смятение, беспокойство. (меланхолик, флегматик), может сформироваться неуверенная в себе, невротическая личность.
|