На главную |
Учитель начальной школы высшей категории Наталья Ильинична Солдатова |
||||||||||
Программа курса «Край, в котором я живу» (для детей 6-7 лет) Пояснительная записка
Программа курса «Край, в котором я живу» разработана в соответствии с требованиями развивающей программы Л. В. Занкова, главной задачей которой является представление учащимся целостной широкой картины мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно- исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребёнка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией бабушек, дети начинают понимать связь времён, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребёнком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей родины, своего края. Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе - на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения. Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящее время особую значимость приобретает фраза: «Охранять природу – значит охранять Родину». Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящён этой теме.
Цель и задачи программы
Цель данного курса – расширить знания ребёнка о самом себе, дополнить знания об истории и культуре родного края, углубить знания учащихся о природе.
Цель курса конкретизируют следующие задачи:
Особенности программы
Курс состоит из 3 разделов: «Моя семья» (8 час.) «Мой город» (10 час) «Мой край. Природа родного края» (15 час) Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Курс рассчитан на 33 часа (1час в неделю).
Планируемые результаты
Знания и умения учащихся к концу 1 года обучения:
Занятия спецкурса способствуют обучению навыкам общения, развитию речи, наблюдательности, сообразительности.
Учебно-тематический план
Содержание программы
1. «МОЯ СЕМЬЯ» (8 часов)
Цель: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.
Темы занятий: 1. Что такое семья? (1 час) – беседа, дать понятие «семья» 2. Кто я? Где живу? (1 час) – детские сообщения о себе и своей семье 3. Лента времени моей жизни. (1 час) – сделать иллюстрации 4. Мой папа. Моя мама. (1 час) - конкурс рисунков «Моя семья», просмотр семейных презентаций 5. Знакомство с профессиями (1 час) - показ презентации «Такие разные профессии». 6. Где трудятся наши родители (1 час) – экскурсия на производство 7. Моя бабушка. Мой дедушка. (1 час) - встреча с бабушками и дедушками детей в школе. 8. Моя родословная. (1 час) - оформление родословной своей семьи.
2. «МОЙ ГОРОД» (10 часов)
Цель: прививать любовь к родному городу, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города, познакомить с традициями города, рассказать о жителях родного города, воспитывать гордость за свою малую родину.
Темы занятий: 1. История моего города. (1 час) – беседа, просмотр презентации 2. Экскурсия в краеведческий музей. (2 час) 3. Профессии людей в городе. (1 час) - оформление альбома 4. Памятные места моего города. Экскурсия. (2 час) 5. Мои известные земляки. (1 час) – встреча с интересными людьми 6. Традиции города. (1 час) – детские сообщения, конкурс рисунков «Мой город» 7. Посещение городской библиотеки. (1 час) – знакомство с устройством библиотеки, с произведениями авторов края. 8. Конкурс знатоков «Знай и люби свою малую Родину!». (1 час) - выявление понимания и осознания материала раздела
3. «МОЙ КРАЙ. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ» (15 часов)
Цель: обогатить детей знаниями, раскрывающими прошлое, историю края, прививать любовь к родной природе, воспитывать экологически грамотное отношение к природе.
Темы занятий: 1. История создания края. (1 час) – беседа, просмотр презентации 2. Растения края, занесённые в Красную книгу(1 час) - просмотр презентации. 3. «Зелёный мир вокруг нас». (1 час) - викторина. 4. Насекомые нашего края. (1 час) - «Кто важней?» - игра «Спор насекомых». 5. Обитатели вод. Рыбы, обитающие в реках края. (1 час) - беседа 6. Охрана рыбных богатств. (1 час) - Викторина «Золотая рыбка». 7. Наблюдение за птицами. (2 часа) - экскурсия на СЮН. 8. Птицы края, занесённые в Красную книгу (1 час) – просмотр презентации. 9. Охрана птиц. (1 час) - сооружение и установка скворечников, кормушек. 10. Звери, обитающие на территории нашего края. Охраняемые виды (1 час) – детские сообщения 11. «В мире животных». Викторина. (1 час) 12. «Природа родного края». (1 час) - конкурс рисунков, работа в группах, оформление альбомов 13. «Край, в котором я живу». (2 час) – просмотр семейных презентаций
Методическое обеспечение
Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии, конкурсы, викторины. Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративный, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приёмы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентация. Одним из видов деятельности учащихся
также является поисково- исследовательский. Задача учителя на этом
этапе состоит в том,чтобы учащиеся первого класса постепенно осваивали
этот вид деятельности. Дидактический материал, техническое оснащение занятий: - Зубова Е.Н. Тайна нашего имени, фамилии, отчества.- М.: Изд. Дом славянской книги, 2007 - Горбаневский М. В. В мире имён и названий-М.: Знание 1987. - Мультимедийное оборудование, программное обеспечение учебного процесса: презентации «Такие разные профессии», «Все работы хороши», «Профессии моих родителей». Формы подведения итогов: конкурс рисунков, проект «Родословная моей семьи».
Формы занятий: конкурсы, беседы, встречи с ветеранами ВОВ, экскурсии в краеведческий музей, просмотр фильмов, презентаций, конкурсы рисунков «Мой город». Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: частично-исследовательский, объяснительно-иллюстративный, поисково-исследовательский, репродуктивный. Им соответствуют такие приёмы, объяснение, иллюстрация, демонстрация видеофильмов, презентация. Большое внимание уделяется практическим работам: приготовить сообщение об истории своей улицы, нарисовать рисунок родного места в городе и т.д. Основная задача учителя состоит в том, чтобы при помощи методов учебно-воспитательного процесса научить детей добывать и закреплять знания, полученные на занятиях спецкурса поданной теме. Дидактический материал, техническое оснащение занятий: - карта Ставропольского края, карта города Кисловодска, экспонаты школьного музея; - мультимедийное оборудование, программное обеспечение учебного процесса, презентации, видеофильмы. - Круглов А.И., Круглова С.А. «Страницы истории края» в 2-х частях, методическое пособие, - Ставропольское книжное издательство, 2002. - Стативкин Э.В. Кисловодск - город, пронизанный солнцем. - Ессентуки: Кавказская здравница, 2002.
Формы подведения итогов: конкурс знатоков «Знай и люби свою малую Родину!», конкурс рисунков, оформление альбома, тестирование по теме
3. «МОЙ КРАЙ. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ» Формы занятий: викторины, интеллектуальные игры, экскурсии в краеведческий музей города, беседы, конкурсы рисунков, конкурсы знатоков природы, просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов о природе родного края. Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: рассказ, изложение объяснение эффективны в данном блоке, т.к. учебный материал носит информационный характер. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация. Содержание этого блока спецкурса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, знать, природу родного края. Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанный по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам Дидактический материал, техническое оснащение занятий: - Физические карты России, Ставропольского края, иллюстрации растительного и животного мира края, таблицы природных зон, экспонаты краеведческого музея, школьного музея; - Мультимедийное оборудование, видеофильмы «Природа родного края». - Кругов, А.И., Кругова, С.А. «Страницы истории края» в 2-х частях Методическое пособие – Ставропольское книжное издательство, 2002. - Очерки истории «Край наш Ставрополье» Ставрополь : Шат – гора 1999. - Акимушкин, И.И Мир животных. – М.: Мысль,1998 - Бушуев, Ю.А. Экология. Школьная энциклопедия. - Смоленск: Русич,2001. - Грехова, Л.И. В союзе с природой. – М.- Ставрополь: Сервис школа,2003. - Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М., 2003. - История городов и сел Ставрополья: краткие очерки. - Ставрополь: Кн. изд-во, 2002.
Формы подведения итогов: викторина, конкурс знатоков родного края, конкурс рисунков беседа, тестирование по теме, просмотр семейных презентаций. Литература, используемая для разработки программы и организации образовательного процесса: 1. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Северный Кавказ в этнической карте мира. – Ставрополь, изд-во СГУ, 1998. 2. Ахметова М.Х., Марчануков Т.А. Край, овеянный легендами. – Ставропольское книжное издательство, 1990. 3. Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М.: Знание. 1987. 4. Даринский А.В. Краеведение/ пособие для учителя. – М., П., 1987. 5. Зубова Е.Н. Тайна нашего имени, фамилии, отчества.- М.: Изд. Дом славянской книги, 2007 6. Кругов, А.И., Кругова, С.А. «Страницы истории края» в 2-х частях Методическое пособие – Ставропольское книжное издательство, 2002. 7. Попова Г.П. Классные часы / 1 класс – Волгоград, Изд. Учитель, 2008. 8. Стативкин Э.В. Кисловодск - город, пронизанный солнцем. - Ессентуки: Кавказская здравница, 2002. 9. Иллюстрированный альманах «Земля Ставропольская» М., 2002. 10. Очерки истории «Край наш Ставрополье» Ставрополь : Шат – гора, 1999. 11. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М.:, 2003. 12. Современность и духовно-нравственное развитие личности: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (26 марта 2002 г.). - Ставрополь: СКИПКРО, 2002. 13. История городов и сел Ставрополья: краткие очерки. - Ставрополь: Кн. изд-во, 2002.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей
1. Акимушкин, И.И Мир животных. – М.: Мысль,1998 2. Бушуев, Ю.А. Экология. Школьная энциклопедия. - Смоленск: Русич,2001. 3. Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М.: Знание. 1987. 4. Грехова, Л.И. В союзе с природой. – М.- Ставрополь: Сервис школа,2003. 5. Зубова Е.Н. Тайна нашего имени, фамилии, отчества.- М.: Изд. Дом славянской книги, 2007. 6. Малышева А.Н. Ермолаев Н.В. Мир природы. – М.: Изд. Астрель, 2005. 7. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М., 2003.
Авторы: Учитель начальных классов МОУ НОШ № 20 г.-к. Кисловодска Сидоренко С. И. Учитель начальных классов МОУ НОШ № 20 г.-к. Кисловодска Лемешкина А.М. Учитель начальных классов МОУ «Лицей № 8» г.-к. Кисловодска Бречко Л.В. Учитель начальных классов МОУ СОШ № 1 г.-к. Кисловодска Чеснокова Т.А. Учитель начальных классов МОУ СОШ № 1 г.-к. Кисловодска Солдатова Н.И.
|
Информация для родителей. |