На главную

Учитель начальной школы высшей категории Наталья Ильинична Солдатова 

Программа курса

«Край,

 в котором я живу»

(для детей 6-7 лет)

Пояснительная записка

 

Программа курса «Край, в котором я живу» разработана в соответствии с требованиями развивающей программы Л. В. Занкова, главной задачей которой является представление учащимся целостной широкой картины мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно- исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребёнка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией бабушек, дети начинают понимать связь времён, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребёнком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей родины, своего края.

Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе - на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.

Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящее время особую значимость приобретает фраза: «Охранять природу – значит охранять Родину». Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящён этой теме.

 

Цель и задачи программы

 

Цель данного курса – расширить знания ребёнка о самом себе, дополнить знания об истории и культуре родного края, углубить знания учащихся о природе.

 

 

Цель курса конкретизируют следующие задачи:

 

  • Развитие познавательного интереса к своей семье, своему городу, краю, родине;

  • содействие ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье, в городе, крае, входящего в целую страну Россию;

  • воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города, края;

  • воспитание толерантности, уважение к ценностям народов, населяющих Северный Кавказ, их культур, вероисповеданий, понимание неповторимости и уникальности каждого человека;

  • обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности;

  • изучение природы родного края, её ресурсов,  воспитание экологически грамотного поведения в природе.

 

 

Особенности программы

 

Курс состоит из 3 разделов:

«Моя семья» (8 час.)

 «Мой город» (10 час)

«Мой край. Природа родного края» (15 час)

Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.

Курс рассчитан на 33 часа (1час в неделю).

 

 

              Планируемые  результаты

 

Знания и умения учащихся к концу 1 года обучения:

  • знать историю своей семьи, происхождение своего имени и фамилии, семейных традиций;

  • уметь правильно вести себя в школе, в коллективе учащихся;

  • знать историю происхождения своего города, края, уметь бережно относиться к Земле, её дарам, знать цену хлеба;

  • знать растительный и животный мир родных мест, охраняемые виды;

  • уметь экологически грамотно вести себя в природе.

Занятия спецкурса способствуют обучению навыкам общения, развитию речи, наблюдательности, сообразительности.

 

Учебно-тематический план

 

п/п

Тема

  Количество

 Теоретически

часов

 Практически

Сроки проведения

 

 

 

1

2

3

 

    4

5

 

6

 

7

 

8

 

 

 

 

  9

 

10-11

 

12

 

13-14

 

   15

 

16

17

  

   18

 

 

 

 

     19

 

20

 

 

21

 

22

 

23

 

 

24

 

25-26

 

27

 

28

29

 

 

 

30

31

 

32-33

 

Моя семья

 

Что такое семья?

Кто я? Где живу?

Лента времени моей жизни.

 

Мой папа. Моя мама.

Знакомство с профессиями

 

Где трудятся наши родители.

Моя бабушка. Мой дедушка.

Моя родословная.

 

Мой город

 

История моего города.

 

Экскурсия в краеведческий музей. 

 

Профессии людей в городе

Памятные места моего города.

Мои известные земляки

 

Традиции города.

Посещение городской библиотеки.

 «Мой город родной!».

 

Мой край.  Природа родного края

 

История создания края.

 

Растения края, занесённые в Красную книгу.

 

«Зелёный мир вокруг нас».

 

Насекомые нашего края.

 

Обитатели вод. Рыбы, обитающие в реках края.

 

Охрана рыбных богатств.

 

Наблюдение за птицами.

Птицы края, занесённые в Красную книгу.

 

Охрана птиц.

Звери, обитающие на территории нашего края.

 

Охраняемые виды

 «В мире животных».

 

Природа родного края.

Край, в котором я живу».

 

 

 

 

1

1

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

 

 

1

 

 

1

 

1

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

2

 

1

 

2

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

1

 

2

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

2

 

 

 

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь 

 

Сентябрь

Октябрь

 

Октябрь

 

Октябрь

 

Октябрь

 

 

 

 

Ноябрь

 

Ноябрь

 

Ноябрь

 

Декабрь

 

Декабрь

 

Январь

Январь

 

Январь

 

 

 

 

 

Февраль

 

Февраль

 

 

Февраль

 

Март

 

Март

 

 

Март

 

Март

 

Апрель

 

Апрель

 

Апрель

 

 

Апрель

Май

 

Май

 

 

Содержание программы

 

1. «МОЯ СЕМЬЯ» (8 часов)

 

Цель: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.

 

Темы занятий:

1.     Что такое семья? (1 час) – беседа, дать понятие «семья»

2.     Кто я? Где живу? (1 час) – детские сообщения о себе и своей семье

3.     Лента времени моей жизни. (1 час) – сделать иллюстрации

4.     Мой папа. Моя мама. (1 час) - конкурс рисунков «Моя семья», просмотр семейных презентаций

5.     Знакомство с профессиями (1 час) - показ презентации «Такие разные профессии».

6.     Где трудятся наши  родители (1 час) – экскурсия на производство

7.     Моя бабушка. Мой дедушка. (1 час) - встреча с бабушками и дедушками детей в школе.

8.     Моя родословная. (1 час) - оформление родословной своей семьи.

 

 

2. «МОЙ ГОРОД» (10 часов)

 

Цель: прививать любовь к родному городу, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города, познакомить с традициями города, рассказать о жителях родного города, воспитывать гордость за свою малую родину.

 

Темы занятий:

1.     История моего города. (1 час) – беседа, просмотр презентации

2.     Экскурсия в краеведческий музей. (2 час)

3.     Профессии людей в городе. (1 час)  - оформление альбома

4.     Памятные места моего города. Экскурсия. (2 час)

5.     Мои известные земляки. (1 час) – встреча с интересными людьми

6.     Традиции города. (1 час) – детские сообщения, конкурс рисунков «Мой город»

7.     Посещение городской библиотеки. (1 час) – знакомство с устройством библиотеки, с произведениями авторов края.

8.     Конкурс знатоков «Знай и люби свою малую Родину!». (1 час) - выявление понимания  и осознания материала раздела

 

 

3. «МОЙ КРАЙ. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ» (15 часов)

 

Цель: обогатить детей знаниями, раскрывающими прошлое, историю края, прививать любовь к родной природе, воспитывать экологически грамотное отношение к природе.

 

Темы занятий:

1.     История создания края. (1 час) – беседа, просмотр презентации

2.     Растения края, занесённые в Красную книгу(1 час) -  просмотр презентации.

3.     «Зелёный мир вокруг нас». (1 час) - викторина.

4.     Насекомые нашего края. (1 час) - «Кто важней?» - игра «Спор насекомых».

5.     Обитатели вод. Рыбы, обитающие в реках края. (1 час)  - беседа

6.     Охрана рыбных богатств. (1 час) - Викторина «Золотая рыбка».

7.     Наблюдение за птицами. (2 часа)  - экскурсия на СЮН.

8.     Птицы края, занесённые в Красную книгу (1 час) – просмотр презентации.

9.     Охрана птиц. (1 час) - сооружение и установка скворечников, кормушек.

10.                       Звери, обитающие на территории нашего края. Охраняемые виды (1 час) – детские сообщения

11.                       «В мире животных». Викторина. (1 час)

12.                        «Природа родного края». (1 час) - конкурс рисунков, работа в группах, оформление альбомов

13.                       «Край, в котором я живу». (2 час) – просмотр семейных презентаций

 

 

Методическое обеспечение

  1. «МОЯ СЕМЬЯ».

Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии, конкурсы, викторины.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративный, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приёмы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентация.

Одним из видов деятельности учащихся также является поисково-  исследовательский. Задача учителя на этом этапе состоит в том,чтобы учащиеся первого класса постепенно осваивали этот вид деятельности.
          Большое внимание уделяется практическим работам, например: приготовить сообщение, нарисовать иллюстрации, оформить родословную своей семьи, составить  альбом по определённой теме и т.д.                                                                              
          Работа по изучению данной темы проходит в совместной деятельности с родителями учеников, которые не только помогают в подготовке и проведении различных мероприятий, но и сами становятся активными участниками. Такая совместная деятельность благоприятно воздействует на создание особого творческого микроклимата и в классном коллективе, и в семье, когда дети и их родители демонстрируют взаимопонимание, взаимопомощь.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

-   Зубова Е.Н. Тайна нашего имени, фамилии, отчества.- М.: Изд. Дом славянской книги, 2007

-    Горбаневский М. В. В мире имён и названий-М.: Знание 1987.

- Мультимедийное оборудование, программное обеспечение учебного процесса: презентации «Такие разные профессии», «Все работы хороши», «Профессии моих родителей».

Формы подведения итогов: конкурс рисунков, проект «Родословная моей семьи».

 
2. «МОЙ ГОРОД».

Формы занятий: конкурсы, беседы, встречи с ветеранами ВОВ, экскурсии в краеведческий музей, просмотр фильмов, презентаций, конкурсы рисунков «Мой город».

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: частично-исследовательский, объяснительно-иллюстративный, поисково-исследовательский, репродуктивный. Им соответствуют такие приёмы, объяснение, иллюстрация, демонстрация видеофильмов, презентация.

Большое внимание уделяется практическим работам: приготовить сообщение об истории своей улицы, нарисовать рисунок родного места в городе и т.д.

Основная задача учителя состоит в том, чтобы при помощи методов учебно-воспитательного процесса научить детей добывать и закреплять знания, полученные на занятиях спецкурса поданной теме.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

-     карта Ставропольского края, карта города Кисловодска, экспонаты школьного музея;

- мультимедийное оборудование, программное обеспечение учебного  процесса, презентации, видеофильмы.

-     Круглов А.И., Круглова С.А. «Страницы истории края» в 2-х частях, методическое пособие, - Ставропольское книжное издательство, 2002.

               -      Стативкин Э.В. Кисловодск - город, пронизанный солнцем. - Ессентуки: Кавказская здравница, 2002.

 

Формы подведения итогов: конкурс знатоков «Знай и люби свою малую Родину!», конкурс рисунков, оформление альбома, тестирование по теме

 

    3. «МОЙ КРАЙ. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ»

Формы занятий: викторины, интеллектуальные игры, экскурсии в краеведческий музей города, беседы, конкурсы рисунков, конкурсы знатоков природы, просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов о природе родного края.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: рассказ, изложение объяснение эффективны  в данном  блоке, т.к. учебный материал носит информационный характер. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация.

Содержание этого блока спецкурса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, знать, природу родного края.

Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанный по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам                                                                                                                                                         

    Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

- Физические карты России, Ставропольского края, иллюстрации растительного и животного мира края, таблицы природных зон, экспонаты краеведческого музея, школьного музея;

- Мультимедийное оборудование, видеофильмы «Природа родного края».

-  Кругов, А.И., Кругова, С.А. «Страницы истории края» в 2-х частях Методическое пособие – Ставропольское книжное издательство, 2002.

- Очерки истории «Край наш Ставрополье» Ставрополь : Шат – гора 1999.

- Акимушкин, И.И Мир животных. – М.: Мысль,1998

- Бушуев, Ю.А. Экология. Школьная энциклопедия. - Смоленск: Русич,2001.

- Грехова,  Л.И. В союзе с природой. – М.- Ставрополь: Сервис школа,2003.

- Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М., 2003.

    - История городов и сел Ставрополья: краткие очерки. - Ставрополь: Кн. изд-во, 2002.

 

           Формы подведения итогов: викторина, конкурс  знатоков родного края, конкурс рисунков беседа, тестирование по теме, просмотр семейных презентаций.

Литература, используемая для разработки программы

 и организации  образовательного процесса:

                     1.        Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Северный Кавказ в этнической карте мира.  – Ставрополь, изд-во СГУ, 1998.

                     2.        Ахметова М.Х., Марчануков Т.А. Край, овеянный легендами. – Ставропольское книжное издательство, 1990.

                     3.        Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М.: Знание. 1987.

                     4.        Даринский А.В. Краеведение/ пособие для учителя. – М., П., 1987.

                     5.        Зубова Е.Н. Тайна нашего имени, фамилии, отчества.- М.: Изд. Дом славянской книги, 2007

                     6.        Кругов, А.И., Кругова, С.А. «Страницы истории края» в 2-х частях Методическое пособие – Ставропольское книжное издательство, 2002.

                     7.        Попова Г.П. Классные часы / 1 класс – Волгоград, Изд. Учитель, 2008.

                     8.        Стативкин Э.В. Кисловодск - город, пронизанный солнцем. - Ессентуки: Кавказская здравница, 2002.

                     9.        Иллюстрированный альманах «Земля Ставропольская» М., 2002.

                  10.       Очерки истории «Край наш Ставрополье» Ставрополь : Шат – гора, 1999.

                  11.      Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М.:, 2003.

                  12.      Современность и духовно-нравственное развитие личности: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (26 марта 2002 г.). - Ставрополь: СКИПКРО, 2002.

                  13.      История городов и сел Ставрополья: краткие очерки. - Ставрополь: Кн. изд-во, 2002.

 

 

Литература, рекомендуемая для детей и родителей

 

         1.        Акимушкин, И.И Мир животных. – М.: Мысль,1998

         2.        Бушуев, Ю.А. Экология. Школьная энциклопедия. - Смоленск: Русич,2001.

         3.        Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М.: Знание. 1987.

         4.        Грехова,  Л.И. В союзе с природой. – М.- Ставрополь: Сервис школа,2003.

         5.        Зубова Е.Н. Тайна нашего имени, фамилии, отчества.- М.: Изд. Дом славянской книги, 2007.

         6.        Малышева А.Н. Ермолаев Н.В. Мир природы. – М.: Изд. Астрель, 2005.

         7.        Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М., 2003.

 

 

Авторы:

Учитель начальных классов МОУ НОШ № 20  г.-к. Кисловодска Сидоренко С. И.

 Учитель начальных классов МОУ НОШ № 20  г.-к. Кисловодска Лемешкина А.М.

           Учитель начальных классов МОУ «Лицей № 8»  г.-к. Кисловодска Бречко Л.В.

            Учитель начальных классов МОУ СОШ № 1 г.-к. Кисловодска Чеснокова Т.А.

             Учитель начальных классов МОУ СОШ № 1 г.-к. Кисловодска Солдатова Н.И.

 

 

Информация для родителей.

Комплексный тест для детей, окончивших первый класс

Хостинг от uCoz