Психолог

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ КРИЗИСНО-ЗНАЧИМЫХ МОМЕНТОВ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ В МОУ СОШ №1 КАК МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССОВ.

 

Каждая школа разрабатывает свою систему совместной работы специалистов по организации учебно-воспитательной работы. Сейчас практически все школы имеют педагога-психолога, социального педагога, но социально-психологической службой назвать свою систему работы решились не многие. Взаимодействие этих специалистов и классного руководителя могло бы принести большую пользу в организации воспитательной работы.

Содействие психолога классному руководителю в решении психологических проблем учащихся  реально разрешимо двумя путями: при помощи реализации плановой работы психолога и по запросам.

Рассмотрим , от кого может поступить запрос на решение личностных проблем, например, старшеклассников? ОТ САМОГО СТАРШЕКЛАССНИКА? – если только он осознает, что у него есть проблемы и проблемы эти психологические, да еще если доверяет психологу (а значит взрослому). Это единичные случаи. ОТ РОДИТЕЛЕЙ? – мало вероятно, т.к. старшеклассники мало доверяют своих тайн родителям. А проблемы свои научились маскировать. Да и если бы родители видели проблемы, то наверное, обратились бы за помощью значительно раньше. ОТ УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА? -  в его представлении проблема чаще всего в том, что старшеклассник может учиться более успешно по его предмету, но не хочет, ленится. И он усиленно борется с ленью. ОТ СВЕРСТНИКОВ? – бывают случаи, когда друзья хотят помочь своему близкому товарищу и САМИ обращаются за помощью к психологу, думая, что смогут этим помочь другу. Единственный человек, которому «нужны» проблемы старшеклассников – это КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ. Но из опыта работы, всех классных руководителей можно классифицировать по готовности принять психологическую помощь (в любом виде).

Мы видим, что в принципе, классные руководители    делятся на две группы: РАВНОДУШНЫЕ И НЕРАВНОДУШНЫЕ в работе с классом. Но работать психологу трудно и с теми и с другими:

Равнодушный классный руководитель работает с классом для галочки. Чтобы отчитаться; у него. Как правило. Все хорошо – не дай Бог, психолог действительно найдет какие-нибудь проблемы ! «Я сделал все. Что мог…Все равно ничего не изменишь…А что особенного психолог может сделать, я и сам все это умею…» как правило. Такой классный руководитель необязателен в выполнении рекомендаций.

Неравнодушный – эмоционально слишком привязан к классу, причем неосознанно; из-за ревности делает ошибки, за которые расплачиваются дети; ждет мгновенных результатов и непоследователен в выполнении рекомендаций психолога.

 

Подпись: Классный руководитель

 

                                                                                                                       

Подпись: Готов принять помощь психолога:
-         переложить ответственность (равнодушный);
-         пробует все способы, чтобы помочь детям (неравнодушный)

 

 

Подпись: Индифферентное отношение к помощи психолога:
-         привык работать по старинке (с душой);
-         не видит вообще смысла в работе (избегает неприятностей)
 

 

Подпись: Настроен негативно против психолога и работы с ним:
-         ревнует детей, боится конкуренции в борьбе за их любовь (неравнодушный);
-         не доверяет психологам вообще;
-         доверяет только себе (проф.деформация)

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, рассчитывать на то, что психологическую работу можно строить, опираясь на запрос классного руководителя, не приходится. Согласовать действия с заместителем директора по воспитательной работе получается только при  планировании годовой работы. Взаимодействие с социальным педагогом реально присутствует на данный момент только при работе с детьми «группы риска» и опекаемыми.

Поэтому  в нашей школе разработан  психологический мониторинг, который  позволяет на разных этапах работы психолога гармонично взаимодействовать со всеми участниками образовательного и воспитательного процесса.

На этапе психологической диагностики мониторинг опирается на выявление психологической готовности каждого ребенка школы к кризисно-значимому моменту школьной жизни и последующей адаптации в период протекания возрастного кризиса или кризиса перехода на новую ступень школьной жизни. Таким образом, психодиагностика показывает, на каком из этапов школьной жизни ребенок не смог самостоятельно справиться с возникшими проблемами социализации. Выявленные проблемы дают возможность проводить направленную коррекцию в каждом отдельно взятом случае: с классом или с конкретным человеком.. Критериями успешности подготовки ребенка к прохождению кризисных этапов и адаптированности после его прохождения нами принято считать психологический комфорт, положительную мотивацию и успешность обучения. Кроме этого, на каждом из этапов есть свой критерий – по его показателям можно судить об адаптивности ребенка в данный кризисно-значимый момент.

 В первом классе – это произвольность познавательных процессов и поведения; в 4 и 5 классе – развитость абстрактного мышления и адаекватная самооценка; положительный статус в классе и отсутствие проблем в общении – в 6-7 классах; уровень тревожности – в 7-8 классах; акцентуации характера – в 8 классе; определенность в дальнейшем жизненном пути – в 9 – 11 классах.

Для отслеживания динамики результатов мониторинга разработана индивидуальная карта прохождения ребенком кризисно-значимых моментов школьной жизни, на которой наглядно видна успешность прохождения этапа и направление коррекционной работы.  Основными моментами обозначены: психологическая готовность к школе (будущие первоклассники); адаптация к 1 классу; психологический комфорт во 2 и 3 классах; психологическая готовность к переходу в среднее звено школы (4 классы); адаптация к 5 классу; особенности межличностных отношений в классе (6-7 классы); акцентуации характера (8 классы); сформированность профплана (9 классы); адаптация к изменившимся условиям (10 классы); психологическая готовность к выходу во взрослую жизнь (11 классы).

Психологический мониторинг предполагает взаимодействие всех участников образовательного и воспитательного процесса и отслеживает успешность прохождения каждым учащимся школы переходного (кризисно-значимого) возрастного этапа. Классные руководители имеют возможность увидеть психологические проблемы своих подопечных и скорректировать воспитательный план и учесть индивидуальные особенности при организации воспитательного воздействия.

На этапе анализа результатов психодиагностики есть возможность организовать взаимодействие заместителя директора по УВР, ВР, социального педагога на психологическом консилиуме решая проблемы класса или конкретного ученика.

Родители имеют возможность ознакомиться с результатами прохождения их ребенком кризисно-значимого момента или подготовки к нему на групповых или индивидуальных встречах, организованных психологом и классным руководителем. Систематическое отслеживание позволяет выявлять и личностные проблемы, а иногда и предотвращать их.

Таким образом, практически все стороны личности ученика имеют возможность показать обозначивающуюся проблему. А дальше все зависит от желания классного руководителя, родителя и ребенка принять психологическую помощь.